Ставить или не ставить?

Много споров идёт по поводу ставить или не ставить ГБО на авто.
Во-первых,  некоторые считают это ниже своего достоинства «я что  нищий?»,  некоторые просто боятся слова «газ«,  другие просто не знают,  что газ можно использовать  на их авто в виде  топлива.
Во-вторых,  многие автовладельцы услышав ужасные вещи об прогарах клапанов,  взрывах в коллекторе и глушителе,  снижении моторесурса,  динамики,  скорости.
Что тут можно сказать? Такое предвзятое мнение о газобаллонном оборудовании(ГБО), основано на недостоверной технической информации.
В-третьих,  вопрос цены:   когда люди узнают цены на переоборудование машины на газ пугаются,  а стоит ли это делать,  но когда люди начинают считать, они понимают ,  что это реально экономия  (калькулятор экономии и окупаемости здесь),  абсолютно все соглашаются.  Экономия получается очень хорошей  от 30 тыс.рублей в год.

Насколько безопасно устанавливать ГБО на автомобиль?

Некоторые  считают, что газобаллонное оборудование (ГБО)  обладает высокой пожароопасностью.  Как правило,  это мнение высказывают люди,  абсолютно не знающие  характеристики  газового топлива.  Для получения  ответа на этот  вопрос нужно сравнить газовое топливо с бензином.  Рассмотрим,  сжиженный газ – это,  как и бензин,  нефтепродукт.  Порог воспламенения бензина в смеси с воздухом – 0,6-1,5%.  Пороги воспламенения газового топлива – от 1,8-2,4% до 8,4-9,9%.  Выходит,  что порог воспламенения бензина на 15-20% меньше газового топлива и при возможной утечке бензину потребуется для воспламенения меньший объем воздуха.  Кроме этого,  состав газового топлива содержит специальные вещества одоранты – они значительно повышают безопасность,  но не совсем приятно пахнут. Добавление одорантов в газ осуществляется в небольших объёмах, абсолютно безвредных для здоровья.  Благодаря наличию одорантов при возникновении утечки в системе питания можно безошибочно это определить.

Каким образом газовое топливо влияет на работу двигателя?

При работе ДВС  на газе  происходит полное сгорание газовоздушной смеси,  газовоздушная смесь равномерно наполняет камеры сгорания,  в отличие от бензина газовое топливо не смывает масло со стенок цилиндров и не создает накопления смолистых отложений,  не содержит тяжелых примесей,  способных вывести из строя катализатор и  датчик кислорода. Так же  при работе двигателя на газовом топливе  уменьшается расход масла: масло гораздо меньше загрязняется,  не разжижается и  долго сохраняет свои  характеристики. ДВС, работающий на газовом топливе, имеет более продолжительный срок  эксплуатации без ремонта.  Сгорание газа в ДВС происходит медленнее, чем бензина,  и по этому, двигатель  работает тише бензинового и уменьшается уровень детонации. Отработанное газовое топливо содержит на 30-40% меньше вредных примесей, чем бензин, что повышает уровень экологичности.

И всё-таки метан или пропан ?

Метан.

Метан(сжатый природный газ,  СПГ,  сompressed natural gas,  CNG) — горючий газ,  который является основным компонентом природного газа.  Метан практически не оставляет вредных продуктов при сгорании. К сожалению плотность природного метана в тысячу раз ниже плотности бензина.  Поэтому,  если заправлять автомобиль метаном при атмосферном давлении, то для равного с бензином количества топлива понадобится бак в 1000 раз больше. Чтобы не возить огромный прицеп с топливом, необходимо увеличить плотность газа.  Это можно достичь только сжатием метана до 20-25 МПа (200-250 атмосфер). Для хранения газа в таком состоянии используются специальные баллоны. Химические свойства метана: Метан горит бесцветным пламенем. С воздухом образует взрывоопасные смеси. Газ метан вступает с галогенами в реакции замещения (например, CH4 + ЗС12= СНС13+ ЗНС1). Применение метана: Сырьё для получения многих ценных продуктов химической промышленности — формальдегида, ацетилена, сероуглерода, хлороформа, синильной кислоты, сажи. Для получения водяного газа (CH4 + Н2О = СО + ЗН2), Метан применяется как моторное топливо.

Пропан.

Пропан-бутан (сжиженный нефтяной газ, СНГ, по-английски — liquified petroleum gas, LPG) — это смесь двух газов. В обиходе её называют кратко: пропан. Пропан-бутан получают из нефти и сконденсированных нефтяных попутных газов. Чтобы эта смесь оставалась жидкой, её хранят и перевозят под давлением в 1,6 МПа (16 атмосфер). Процесс заправки машин пропаном внешне очень похож на заправку бензином. Одним из наиболее важных свойств пропана и бутана, отличающих их от других видов  топлива, является образование при свободной поверхности над жидкой фазой двухфазной системы жидкость — пар, вследствие возникновения давления насыщенного пара, т.е. давления пара в присутствии жидкой фазы в баллоне. В процессе наполнения баллона первые порции сжиженного газа быстро испаряются и заполняют весь его объём, создавая в нём определённое давление. При уменьшении давления газ мгновенно испаряется. Испарение сжиженного газа в баллоне продолжается до тех пор, пока образовавшиеся пары сжиженного газа не достигнут насыщения. Это свойство пропана и бутана позволяет хранить газ в небольших объёмах. В качестве примера рассмотрим рис. 1. Давление насыщенного пара бутана составляет 0,1 МПа при 0 °С и 0,17 МПа при 15 °С, а давление насыщенного пара пропана при этих же температурах 0,59 и 0,9 МПа соответственно. Это различие приводит к значительной разнице в давлении смеси при изменении пропорции пропана и бутана. Давление растёт при увеличении температуры, что приводит к большим изменениям объёма сжиженного газа, находящегося в жидком состоянии. Следовательно, если сжиженный газ в жидком состоянии полностью заполняет баллон и температура продолжает увеличиваться, то давление будет быстро расти, что может привести к разрушению баллона. Эти два газа (пропан и бутан) различаются между собой температурой кипения, при которой они переходят из жидкого в газообразное состояние. Пропан перестает переходить в газ и остается в жидком состоянии при температуре -43 °С, для бутана эта температура равна 0° С.

Рис. 1. Зависимость давления насыщенных паров пропана и бутана от температуры.

Зимой  в сжиженном нефтяном газе — смеси пропана и бутана, должен преобладать пропан для лучшей газификации смеси. На газозаправочные станции, поступает сжиженный нефтяной газ двух марок: летний ГТБА — пропан-бутан автомобильный с содержанием 50 + 10% пропана, остальное бутан и зимний ПА — пропан автомобильный с содержанием 90 + 10% пропана. Изменение давления насыщенных паров Р смеси пропана и бутана в зависимости от температуры в баллоне показано на рис. 2.

Рис. 2. Зависимость давления насыщенных паров смеси пропана и бутана от температуры.

Будет ли государственная поддержка переводу транспорта на газ?

По оценкам учёных мировых запасов нефти осталось не более чем на 40 лет. Запасы метана до сих пор называют неисчерпаемыми. А это значит, что природного газа хватит на долго и надо готовиться к тому, что основным видом топлива, в том числе и моторного станет природный газ.

Казалось, кому как не России развивать использование метана. В нашей стране сосредоточена большая часть мировых запасов. Мы могли бы развивать сеть заправочных станций, разрабатывать двигатели, предназначенные в первую очередь для метана, повышать культуру использования природного газа среди автолюбителей.

Но…

… По газификации транспорта Россия занимает 14 место в мире. Мы имеем 103 тыс. автомобилей, переоборудованных для работы на метане, и 226 АГНКС. Сравните с лидером в этой области Пакистаном: примерно около 2 млн. автомобилей, работающих на газе, а число АГНКС около 2 тысяч. Законопроект «Об использовании газового топлива», предусматривающий льготы и преференции для применяющих газ , как автомобильное топливо (и так как это принято в развитых странах), был подготовлен в 1999 г. Однако этот законопроект был отклонен правительством РФ.

Президентом России В.В. Путиным, в 2006 году в составе «Большой   восьмерки»,  подписан был Петербургский план действий по обеспечению общеглобальной энергетической безопасности. Согласно этому плану: «…мы обязуемся … принять в своих регионах необходимые меры, в том числе по созданию налоговых и финансовых  стимулов, благоприятствующих внедрению высокоэффективных технологий, и также по увеличению масштабов применения уже имеющихся технологий в этой сфере». К этим мерам, в том числе, отнесено и более широкое  применение сжиженного и сжатого природного газа для транспортных средств и проект«Голубой коридор» Европейской экономической комиссии ООН.

«Газпром» направил Владимиру Путину письмо с предложением о разработке федеральной правительственной программы по переводу разных видов транспорта на альтернативное горючие. Письмо из правительства  было направлено в Министерство энергетики, решение по нему принято не было. В настоящие время  комитет по энергетике в Госдуме готовит новый рамочный законопроект по альтернативному топливу. Находится этот проект в стадии обсуждения и представлен может быть на осенней сессии Думы.

Так на чем будем ездить в будущем? Всем понятно, что такие вопросы в масштабах страны невозможно решить без государственной поддержки. Существуют предложения перевести в первую очередь весь государственный транспорт на газ – будет дан неплохой старт использованию газа, инфраструктура по продаже метана окажется востребованной, а значит прибыльной. Но скептики вспоминают, что уже была попытка перевести поголовно всех на метан. Тот, кто постарше помнят автобусы с метановыми кассетами на крыше. Попытка провалилась, и виной тому называют отсутствие экономической заинтересованности в переоборудовании на всех уровнях: от руководителя предприятия до непосредственно водителя. Государство должно сделать выгодным перевод транспорта на газ. И это должны быть реальные действия, а не декларации.

И скептики и оптимисты сходятся во мнении, что пропаганда использования газа в качестве топлива ведется недостаточно. В наше время уровень качества и надежности ГБО в заводском исполнении перешел на другой уровень, в нашей стране многие не зная этого, ещё мыслят по старому. А также устарели пожарные нормы, установленные для работы автомобильного транспорта на газовом топливе, которые являются слишком жесткими, что соответственно усложняет работу. Хотя, допустим, в Германии по степени опасности, метан приравнен к дизельному топливу. Сроки освидетельствования газовых баллонов, например, за рубежом составляет 10 — 15 лет, у нас 3 — 5 лет, естественно это создает дополнительные трудности при  применение газовых метановых автомобилей. Нормативно правовая база в отношение подготовки и обучения специалистов, эксплуатирующих автомобильное газовое оборудование (ГБО) недостаточно современна. Все эти факторы осложняют внедрение КПГ на транспорте. В тоже время газовый автомобильный парк во всем мире увеличивается ежегодно на 20 — 25%, но Россия как всегда идет своим особым путем. Государством во всех развитых странах предусмотрены самые различные  финансово ощутимые льготы. Например, в Италии при покупке газобаллонного оборудования (ГБО) , выдается субсидия в 1,5 — 5 тыс. долларов. Аналогичные субсидии выдаются и в других странах. Там же в Италии, в округе Больцано, под строительство АЗС не выделяются земельные участки, если отсутствует в ее составе оборудование для реализации компримированного природного газа. Во Франции, например, имеется запрет на использование всех видов топлива, кроме КПГ на муниципальных автобусах и мусороуборочных машинах. В Италии и Японии в центральных частях населенных пунктов, действует запрет на эксплуатацию автомобилей на дизельном топливе. В США при обновление своего автопарка бюджетные организации должны приобретать ГБО. Метановым автомобилям в Лондоне разрешен бесплатный въезд в центр города. Список преференций и льгот очень велик, его можно продолжать до бесконечности. И действуют такие законы  почти во всех странах. Многие руководители у нас сегодня полагают, что в наше кризисное время, не до газового топлива и надо подождать до лучших времен. Только вот почему то в США в кризисные годы, конгресс  на развитие газомоторной отрасли страны выделил 12 млрд. долларов, справедливо пологая, что кризис очень подходящее время для развития инновационных направлений в экономике.

России же остается уповать на то, что в будущем что-то измениться, и мы будем рационально использовать те ресурсы, которые у нас есть. И думать об этом будем на уровне высоких государственных кабинетов, ставя своей целью сэкономить деньги для каждого из нас.

Яндекс.Метрика Счетчик тИЦ и PR продвижение сайта Каталог сайтов Всего.RU
GISMETEO: Погода по г.Ростов-на-Дону
Наши контакты

т. +7(950)858-20-97

т. +7(988)948-30-03

e-mail: gazavto161@yandex.ru

e-mail: gbo@gazavto161.ru